«Ленинградское детство»: спектакль без стрельбы и военного пафоса
В Музее Победы прошел спектакль «Ленинградское детство» для школьников московской школы №1298. Показ прошел в рамках программы «Школьный музей Победы». Спектакль – результат сотрудничества музея, артистов арт-чердака «Мамин театр» и благотворительного фонда «Семейная в помощь». Добро.Журнал побывал на спектакле и узнал, зачем много лет спустя нужно продолжать рассказывать детям о войне.
Подходящая книга
«Как это – война? Что это – война?» Первоклассница Лена, оставшаяся с семьей в блокадном Ленинграде, на собственном опыте узнает, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», как всегда держать радио включенным, каким бывает настоящий голод и что оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень – из столярного клея. На Новый год на столе – банка со спиртом из-под лягушек со змеями, чудом уцелевшая в школьном кабинете биологии.
Актриса и режиссер Василиса Галсанова, сыгравшая роль Лены, долго искала подходящую книгу, чтобы поставить по ней спектакль. «Я не один день пересматривала, перечитывала, в том числе истории пионеров-героев, – рассказывает Василиса. – Хотелось найти что-то искреннее и честное, что можно было бы рассказать от лица девочки. Чаще всего герои книг о войне – мужчины, а если дети – то мальчики. И вдруг нужная книга просто оказалась у меня в руках».
Той самой книгой стала повесть «Хлеб той зимы» писателя, художника и переводчика Эллы Фоняковой (1934-2012). Повесть автобиографична. Фонякова родилась в Ленинграде, окончила филологический факультет ЛГУ. Все 900 дней блокады она провела в родном городе. «Хлеб той зимы» перевели на несколько иностранных языков.
Война глазами маленького человека
Арт-чердак «Мамин театр» – семейный. Он был создан в 2015 году. С самого начала это был «театр для всей семьи, для детей от двух до ста лет». Мама Варвара Гапоненко – директор. Отец Вадим Гапоненко ведет хозяйство. Сестры Дарья Витан и Василиса Галсанова – актрисы. Дарья по совместительству – художественный руководитель, а Василиса – режиссер театра. Василиса играет в московском драматическом театре «Бенефис», в Московской государственной филармонии, в проекте The Invisible Show, а также в театре «Домик Фанни Белл». Арт-чердак для них – это культурное волонтерство.
Спектакль «Ленинградское детство» был поставлен к 75-летию победы. В феврале 2020 года состоялась премьера, на которую были приглашены дети войны с внуками. Спектакль хотели показать 9 мая, но из-за пандемии показ был отменен. Артисты не огорчились и восприняли это как сигнал о том, что не обязательно говорить о войне только два раза в год – 9 мая и 22 июня. Сейчас, когда военные конфликты то и дело вспыхивают в разных уголках мира, стоит говорить о ней и чаще.
«В нашей семьей 9 мая – это почти религиозный праздник. Мы всегда с трепетом ждем его, достаем награды наших бабушек и дедушек, чистим их, мама рассказывает, какая награда и за что была получена во время обороны Севастополя и на Кавказе, – рассказывает Василиса. – Для нашей семьи это очень сокровенная тема, и нам бы хотелось, чтобы это сокровенность передалась и нашим зрителям».
Особенность спектакля «Ленинградское детство, по словам Василисы, в том, что в нем нет военного пафоса, нет стрельбы: «Хотя в нем есть ужасы войны, этот спектакль о людях. О маленьком человеке, жизнь которого, так уж сложилось, пришлась на военные годы. Как он воспринимает войну? Что это такое – война? Об этом нужно говорить».
Фразы девочки Лены в спектакле звучат просто, но пронзительно. «Бумажные лента на окнах – это теперь такая мода? – нерешительно спрашиваю я. «Нет, это просто война», – отвечает мама. «Горят знаменитые Бадаевские склады где город хранит почти все запасы продовольствия». «Подумать только, до войны я отказывалась от котлет и жареной картошки. Теперь меня уговаривать не приходится: мигом поглощаю еду и снова зверски хочу есть». «В школе темно и сыро, но зато шумно и весело».
31 декабря 1941 года – последняя сцена спектакля. «Новый год, весело, как до войны», – говорит героиня. Впереди еще несколько военных лет.
Бой, которого не было
Атмосферу спектакля создают кадры документальной хроники и музыканты – скрипачка Вера Милованова и композитор Вероника Затула, которая в спектакле играет на пианино.
«Я люблю писать музыку, и, конечно, это большая радость писать музыку для таких сильных вещей, – рассказывает Вероника. – Мне близки темы, которые поднимаются в спектакле. Я работаю с людьми с особенностями развития, разработала программу занятий музыкой для глухих и слепоглухих людей. С Василисой мы друг друга прочувствовали энергетически, а история сразу легла мне на душу».
На войне был убит прадедушка Вероники – бомба попала в партизанский отряд. Брат ее бабушки приписал себе возраст и отправился на войну, хотя мог не идти. Он был убит 4 января 1945 года – незадолго до победы. Когда проходила первая читка с Василисой, приходилось часто останавливаться, потому что Вероника начинала плакать.
«Это боль и травма наших семей и всех людей, – говорит она. – Об этом надо помнить, для того чтобы это не повторилось. Лучший бой – это бой, которого не было».
Чтобы помнили
«Спектакль интересный, мне очень понравился. Он просто берет за душу, я еле-еле сдерживала свои эмоции, – говорит ученица школы № 1298 Мария Кабанец. – Погружает в атмосферу военных лет, я даже немного поплакала. Нужно ли говорить про войну столько лет спустя? Да, это важно. Будущие поколения должны помнить и не позволять людям, которые пытаются изменить историю, напоминать и отстаивать свою правду».
Спектакль «Ленинградское детство» состоялся в рамках программы «Школьный музей победы». Как рассказала руководитель детского центра Музея Победы Елена Слесаренко, они впервые предоставили свою площадку, для того чтобы каждый школьный музей мог показать свою экспозицию и рассказать о деятельности по сохранению исторической памяти, которая ведется в конкретной школе.
Партнерами музея уже стали 649 образовательных организаций в 80 регионах России. «Детям исключительно нравится, – говорит руководитель музея боевой славы «Мужество» имени Олега Зобова школы №1293 Галина Васина. – У них появляется желание работать. Мы никого не заставляем, но им хочется: как бы они ни были заняты, они всегда готовы прийти в музей. Мы хотим, чтобы наши дети помнили свое прошлое, не забывали о нем. Чтобы им было что рассказать своим детям».
Новость предоставлена https://journal.dobro.ru/
Фото: Мария Муравьева
Посмотреть все