Любовь Бодрова: «О том, что он Герой Советского Союза, мы узнали однажды, и случайно»

10 апреля 2025
Руководитель военно-патриотического клуба «Исток» московской школы № 2100Любовь Бодрова в интервью РИА «Победа РФ»
Любовь Бодрова: «О том, что он Герой Советского Союза, мы узнали однажды, и случайно»

В Музее Победы прошла межрегиональная конференция учащихся школ № 37 и № 2100 столицы России и школы № 4 Калуги. Ее организовали в рамках выставки «На службе Родине», приуроченной к 83-й годовщине завершения Битвы за Москву. Учитель истории и обществознания школы № 2100 и руководитель военно-патриотического клуба «Исток» Любовь Бодрова рассказала в интервью РИА «Победа РФ» о том, как в школьном патриотическом музее собирали информацию о Героях Советского Союза.

— Любовь Николаевна, расскажите, пожалуйста, о том, что вы сегодня представляете на совместном межрегиональном мероприятии программы «Школьный музей»?

Мы представляем экспозицию нашего школьного музея «Истоки»: Великая Отечественная война, герои, героические подвиги. Мы рассказываем о четырех наших героях, людях, которые совершенно разные по своим профессиям, довоенным, я имею в виду, да и послевоенным тоже. Слава богу, они все вернулись с войны, продолжали трудиться на благо Родины. Это Ираида Георгиевна Кадина, архитектор, очень известный человек. Это Герой Советского Союза Кузнецов Георгий Антонович. Это человек-загадка на самом деле, и мы эту загадку разгадывали, готовя экспозицию, Бочкарев Семен (Лэр) Павлович. И это человек, который встретил войну на Немане, прям вот там, 22 июня, но до этого он уже был участником финских событий и дошел до Берлина. Его подпись была на стенах Берлина. Это Ермаков Семен Павлович. Так что вот четыре героя, которых мы представляем.

Судьбы очень интересные, заразительные, потому что первоначально мы о них знали, ну, кроме Ираиды Кадиной, наверное, потому что о ней мы знали еще 20 лет назад.

И она была как-то, знаете, связана с нами сначала негласно, потому что мы ходили к мемориалу и возлагали цветы, и к 60-летию Победы в школе была объявлена такая акция — «Напиши о своем ветеране». И мы получили от девочки-пятиклассницы рассказ о ее бабушке Ираиде Кадиной. Она автор мемориала, архитектор. И вот эта связь, вы понимаете, она не прерывается уже 20 лет.

И когда мы готовили эту выставку, сюда привозили ее дочь, она жива и помогает нам. И вот она дала еще некоторые артефакты, чтобы мы могли разместить их на выставке. Судьба других наших героев неоднозначна.

Герой Советского Союза бывал в школе, но никогда о себе не рассказывал. Ну, я имею в виду о военном своем пути. О том, что он Герой Советского Союза, мы узнали однажды, и случайно. Он просто пришел полностью и первый раз, что называется, «по форме». А на все вопросы отвечал: «Мы просто служили. Мы просто служили Родине. Мы просто ее защищали». Вот был его ответ. И поэтому, конечно, о его подвиге мы уже искали материал. Искали, находили. Слава богу, есть сайты, которые нам могут сейчас помочь. Это «Герои Советского Союза», и вот на этом сайте о его подвиге нашли много материала. И кем он был, и что он был, уже более подробно мы оттуда почерпнули.

О Ермакове тоже было достаточно сложно, потому что награды были. Вот награды его были, дневник его был, газета с интервью, и все. И самое главное, не было связи уже с его родственниками. Поэтому опять поиск через сайты, через все вот эти вот, так что помогали они нам.

А вот я сказала, что Бочкарев — загадка, действительно загадка, потому что Лэр Павлович сам нам сказал, что его имя — это аббревиатура. Она расшифровывается так: Ленин, электрификация, революция. Я как учитель истории знаю прекрасно, что тогда, после революции, в 1920−1930-е годы, детей называли Октябринами и Тракторинами, а здесь другая аббревиатура совсем. Значит, отец-то у него, родители, возможно, были непростыми людьми. Это нам помогло. Через то, что это может быть государственный служащий, мы вышли на то, что он был военным специалистом, преподавал потом в академии, ну и потом мы раскрутили всё это.

— Вы прямо как Шерлок Холмс.

Да не то слово.

— Как дети вам помогают в этой исследовательской работе?

Безусловно, дети очень хорошо умеют ориентироваться во всех современных технологиях, поэтому там, где мы тормозим, может быть, они быстренько всё это делают. То есть вот эти вот сайты они находили, когда мы искали про Бочкарева, а мы что, мы знаем, что он Лэр Павлович, ну папу, значит, зовут Павел. Вот так мы заинтересовались этой тайной, нашли информацию и рассказываем ее сегодня в Музее Победы.

— Если говорить в целом о вашем школьном музее, насколько дети современные заинтересованы в изучении истории? 

Сложный вопрос. Скажем так, что мы просто стараемся разнообразить работу для того, чтобы она не была однообразной, чтобы их вовлекать. Поэтому и конкурсы, связанные с войной, связанные с героикой, связанные с патриотизмом, и уроки — все это чередуется между собой. Это и песенные конкурсы, это и стихотворные конкурсы. 15 апреля мы представим в Музее Победы короткий спектакль по рассказу Бориса Васильева «Ветеран».

Что касается встреч, организуем сейчас встречи с ветеранами СВО, так как ветеранов Великой Отечественной войны уже почти не осталось. Чтобы детям и подросткам было интересно, чередуем разные формы и виды работы. В прошлом году мы с ребятами участвовали в проекте Музея Победы «Защитники Родины». И кадеты, и простые ребята из обычных классов. И здесь мы были на прекрасном совершенно мероприятии, когда подводились итоги. И наши ученики получили дипломы и книги, где их рассказы о ветеранах были.

— Что вашему военно-патриотическому клубу «Исток» дает участие в проекте «Школьный музей»? Стало ли больше мероприятий, может быть, какие-то новые практики вы внедрили?

Одно то, что мы принимаем в этом участие, уже дает определенный импульс в работе. То есть ребята по-другому рассматривают школьный музей: «Ага, а мы можем быть известными и на федеральном уровне, а не только у себя». Так что я думаю, что у нас еще все впереди.

Источник РИА Победа.РФ





Посмотреть все