Михаил Дьяконов: «На историю приятно смотреть изнутри»

26 октября 2023
Руководитель музея Гимназии  № 60 им. 200-летия города Луганска (ЛНР), участник специальной военной операции Михаил Дьяконов в интервью РИА «Победа РФ».
Михаил Дьяконов: «На историю приятно смотреть изнутри»

Михаил Дьяконов: «На историю приятно смотреть изнутри»

Михаил Дьяконов: «На историю приятно смотреть изнутри»

Михаил Дьяконов: «На историю приятно смотреть изнутри»

Михаил Дьяконов: «На историю приятно смотреть изнутри»

Участник Всероссийского съезда «Школьный музей Победы», руководитель музея Гимназии  № 60 им. 200-летия города Луганска (ЛНР), участник специальной военной операции Михаил Дьяконов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал об истории создания музея, экспонатах, привезенных с передовой, и поделился ожиданиями от участия в съезде.

— Михаил, как вы, учитель истории и обществознания, приняли решение уйти на фронт?

Я ушел 24 февраля 2022 года — сразу, как только объявили о начале СВО. Я являюсь еще и политологом в республике, закончил аспирантуру по политологии. Все сводилось к тому, что я достаточно часто освещал пророссийскую позицию республики в СМИ. Когда мы увидели, что братья-россияне пришли нам помогать, порядочному мужчине оставаться дома было просто нельзя. Мне начали звонить мои друзья детства и говорили, что они «уже ушли». Я понимал, что мы теперь не одни, мы вместе с российской армией. Тем более любому историку на исторические события приятно смотреть изнутри. Пробыл я в зоне боевых действий восемь месяцев, потом мое здоровье сильно ухудшилось, меня эвакуировали. Ну, и по решению военно-врачебной комиссии мне сказали, чтобы я возвращался на свое рабочее место.

— Расскажите о создании вашего школьного музея...

После возвращения с СВО в педагогическую деятельность у меня возникла идея создать некий музей, который бы совмещал прошлое и настоящее. Еще до начала спецоперации у нас были наработки, посвященные Великой Отечественной войне. Наши ученики и педагоги принесли фотографии своих воевавших родственников. Мы повесили эти портреты в коридорах гимназии — в назидание детям. Затем мы перешли к фазе создания музея. Мы разместили его в рекреации около кабинета истории. В нашей школе каждая рекреация, каждый коридор носят определенные названия. И я придумал, чтобы рекреация у кабинета истории называлась «Площадь Победы и Славы». Такое же название получил и наш школьный музей. В экспозиции представлены предметы 1941—1945 годов и предметы СВО. Туда вошли и мои трофеи, и трофеи моих сослуживцев. Получилась полностью заполненная стеллажами с экспонатами рекреация. Но одной рекреацией все это не ограничилось, мы ушли полностью на весь этаж,  и теперь идея такая: портреты героев СВО  «движутся» навстречу портретам героев Великой Отечественной. Где-то в центральной части они должны будут сойтись, есть к этому предпосылки. Получилось такое единение воинов, ведь современность — это продолжение прошлого.

— Какие экспонаты СВО у вас хранятся?

Во вражеской части экспозиции у нас представлена националистическая украинская литература. Есть шевроны разгромленных националистических отрядов ВСУ. Кроме того,  у нас представлены трофейные средства связи, так называемые «пабики», «балалайки». А также бронежилеты, погоны, пулеметные коробы ПКМ, сожженные пулеметы РПК, несколько видов использованных ракетниц.

— А какие предметы хранят память о Великой Отечественной?

Есть история одного красноармейца из Изюма, представленная в документах. Он был ранен, попал в плен. После этого был осужден в Советском Союзе, реабилитирован, потом при Украине он получил статус ветерана боевых действий. Поисковики принесли мне штык-нож от немецкой винтовки, тубус для противогаза, мины, гильзы. Также у нас находятся вещи, которые принесли наши ученики. Например, радиоприемник старого образца, по которому слушали новости о войне. Есть форма двух офицеров Красной армии и сборник стихотворений фронтовички, жительницы Луганска.

— Какие мероприятия проводятся в вашем школьном музее?

Различные памятные акции, телемосты с другими городами Российской Федерацией. Плюс мы развиваем музейную педагогику. Готовим юных экскурсоводов, они проводят экскурсии по музею и для детей, и для гостей школы.

— Михаил, вы впервые участвуете во Всероссийском съезде школьных музеев?

Да, раньше мы не имели возможности присоединиться к программе «Школьный музей Победы». Когда я только начал заниматься музеем, министр образования Луганской Народной Республики предложил нам стать участником программы и поучаствовать в съезде школьных музеев. В самом Музее Победы я был полгода назад, участвовал в мероприятии «Победный май». Тогда я как раз больше узнал о том, как школы могут взаимодействовать в рамках программы.

— Что для вас и ваших учеников значит приезд в Москву и участие в съезде?

Москва сейчас воспринимается как сердце родины. И, конечно, любая поездка в столицу вызывает определенный мандраж и чувство гордости. Я как человек, который был в Музее Победы, понимаю, что это место нужно увидеть каждому. Ребята побывают в Музее Победы, встретятся с активистами школьных музеев из других регионов, обменяются опытом. Дети очень этого ждали, для них это событие.


Источник РИА Победа.РФ





Посмотреть все