В Школьном Музее Победы состоялась встреча «КОНЦЛАГЕРЯ НАЦИСТОВ: ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА»

31 мая 2021
Спикером выступила кандидат психологических наук, педагог Елена Серпионова
В Школьном Музее Победы состоялась встреча «КОНЦЛАГЕРЯ НАЦИСТОВ: ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА»

В Школьном Музее Победы состоялась встреча «КОНЦЛАГЕРЯ НАЦИСТОВ: ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА»

В Школьном Музее Победы состоялась встреча «КОНЦЛАГЕРЯ НАЦИСТОВ: ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА»

В Школьном Музее Победы состоялась встреча «КОНЦЛАГЕРЯ НАЦИСТОВ: ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА»

28 мая гости мероприятия получили ответы на следующие вопросы: Что объединяет людей во все времена? Как прошлое помогает исследовать самого себя сегодня? Спикером выступила кандидат психологических наук, педагог Елена Серпионова.


В первую очередь на встрече рассказывалось о выставке про судьбы советских военнопленных в концлагерях, которую Елена вместе со своим супругом создала по материалам поездок по мемориалам нацистских концлагерей Дахау, Дора-Миттельбау, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Бухенвальд, восточному кладбищу Лейпцига. Основой для экспозиции «KZ – концентрационные лагеря нацистов» стали аудиогиды мемориалов, книги оттуда же, записи, редкие фотографии.


Встречу посетило 43 человека. Вместе со спикером они узнали о том, что такое концлагеря и их целях, а также задали себе психологические вопросы.
По словам Елены, экзистенциальная психология смещает акцент на того, кто выбирает. Выбирает сам человек. Быть добрым или злым – наше решение. Примеры, подтверждающие авторство решения за самим человеком приводят и историки, например, Станислав Аристов в своей книге «Повседневная жизнь нацистских KZ»: «В первые месяцы становления лагерной системы, когда запугивание еще доминировало над убийствами, садизм был чаще инициативой самой охраны, чем организованным или регламентированным сверху действием».


Для гостей стало откровением то, что немцы, будучи психически здоровыми людьми, выбрали животную жестокость, а не достойное поведение человека. Это вызвало наибольшее недоумение и отклик у аудитории.
- Слушателям было тяжело принять то, что немцы позволили тотальной пропаганде Адольфа Гитлера завладеть умами большинства, что немецкая нация уверовала в собственную расовую исключительность, в то, что евреи и советские граждане – это «недочеловеки». Участники встречи настаивали на том, что «гитлеровцы» были психически больны, раз поддались этой идее и оправдывали ею свои зверства. Показывает эту добровольную ослеплённость идеями национал-социализма воспоминание немца: «Когда моего лучше друга еврея Хайнца забирали, то я не подумал тогда «Как это страшно, что это происходит!». Я подумал тогда – как жаль, что Хайнц еврей». Но ведь среди немцев нашлись люди, которые не поддались на пропаганду – антифашисты! Это ещё раз доказывает, что человек может выбирать как думать и как поступать, - отмечает Елена.


Это – ответ на один из важных вопросов встречи: «Что объединяет современного человека и человека прошлого?». Их объединяет возможность выбирать, как поступать при тех обстоятельствах, в которых человек живёт. Да, исторические обстоятельства разные, но то, к чему в человеке они обращены – вот это неизменно. Выходит, что в чём-то человек постоянно меняется, а в чём-то нет. Ответ на другой вопрос: «Как память о прошлом помогает исследовать самого себя сегодня?» Елена начала с обозначения проблемы – человек сегодня не видит связи с человеком из прошлого, поэтому важно найти точки, в которых люди не различаются, а оказываются очень сходными во все времена. И такие неизменные, общие места есть, они сформулированы в экзистенциальной психологии – например, проблема смерти и жизни, проблема смысла и бессмысленности существования, ответственности и свободы. Если каждый из нас своей жизнью вынужден отвечать на эти вызовы, то логично задать вопрос «А сильно ли я сегодняшний отличаюсь от человека вчерашнего? Как я отвечаю на ежедневный вызов: “Как мне проявиться? В тварном или человеческом, что я выберу – добро или зло? Останусь ли я Человеком?”». Вот в этом смысле люди прошлого станут близки нам, не только как наши друзья, наши родные, но и как мы сами, как того хотел Юлиус Фучик. Именно об этом – выставка «KZ – концентрационные лагеря нацистов». О том, каким был это ад на земле и о том, что остаться Человеком возможно даже в самых тяжёлых обстоятельствах. Сопротивляться им, как сопротивлялись антифашисты.

Увидеть выставку и узнать больше о судьбах людей в концентрационных лагерях можно по адресу: город Москва, библиотека № 36 (Культурный центр Фазиля Искандера), улица Правды 11, метро Белорусская и на сайте выставки https://www.kzhistory.com 

© Полина Сычева





Посмотреть все