Виктор Пугачев: «В воздух пришла команда: «Работаем по полной!»

11 ноября 2024
В Музее Победы прошла встреча, посвященная 35-й годовщине со дня первой посадки самолета на взлетно-посадочную палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Виктор Пугачев: «В воздух пришла команда: «Работаем по полной!»

Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик-испытатель ОКБ имени П. О. Сухого Виктор Пугачев в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о своей легендарной посадке на палубу авианосца 1 ноября 1989 года, поделился воспоминаниями о генеральном конструкторе ОКБ Сухого Михаиле Симонове и впечатлениями от встречи со школьниками в Музее Победы. 

— Виктор Георгиевич, вы стали первым летчиком в СССР, посадившим истребитель на палубу корабля. Поделитесь подробностями этого исторического события.

1 ноября 1989 года была открыта новая страница истории палубной авиации. Решение о посадке истребителя на палубу нашего авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который вышел с Черноморского судостроительного завода, было принято героически. Так сложилось, что к 1989 году были получены все необходимые результаты испытаний для того, чтобы можно было принять решение о посадке самолета на корабль, но требовалось провести еще массу научных экспериментов от наших научных институтов. Однако времени уже не хватало — в ноябре в Крыму наступает осень. Волею генерального конструктора ОКБ Сухого Михаила Симонова, директора Черноморского судостроительного завода Юрия Макарова и вице-адмирала Александра Устьянцева было принято решение, что корабль к приему самолета готов. В тот момент мне посчастливилось находиться в воздухе. Я получил команду готовиться к посадке. Технически у нас все было готово, я выполнил несколько заходов с касанием на палубу и в заключительный заход выполнил посадку с выпущенным гаком и с зацеплением за трос.

— К первой посадке на крейсер готовились и другие летчики. Как известно, в тот день все летчики совершили успешные посадки на взлетно-посадочную палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Но вы это сделали первым. Как вы потом общались между собой, испытывали ли другие летчики чувство досады?

Да нет, ничего такого не было. Мы все — и Су-27, Миг-29, и Су-25 — готовились к первой палубной посадке на аэродромном корабле в Саки. Просто сложилось так, что я оказался ближе всех к кораблю. На моем месте мог быть и кто-то другой. Все ожидали этой работы на корабле с большим нетерпением. В итоге все сложилось удачно: все три самолета в этот день выполнили палубную посадку.

— Расскажите о вашей работе с генеральным конструктором ОКБ Сухого Михаилом Симоновым. Каким человеком был этот легендарный авиаконструктор?

Я скажу так: Михаил Петрович — это человек-гигант, борец. Как авиаконструктор он видел далекое будущее всей нашей авиации, и в том числе всего семейства истребителей, начиная с Су-27. Ведь рождение самолета Су-27 полностью заслуга участия, энергии и силы убеждения Михаила Петровича Симонова. Он сумел перестроить самолет, находившийся уже на серийном заводе, в новый вариант, который живет теперь уже на протяжении 30 лет. Это гениальный человек, очень дальновидный. Ну, а роль Михаила Петровича в той первой посадке самолета на корабль сложно переоценить. Он обсуждал этот вопрос с директором Черноморского судостроительного завода Юрием Макаровым. Юрий Иванович тоже уже говорил: «Пора садиться. Мне людям зарплату нечем платить, потому что нужно завершить испытание палубной посадки на корабль». Тогда Симонов принимает решение: «У нас самолет в воздухе, сейчас и сядем». И вот эти два гиганта составили решение о том, что корабль готов к приему самолета, летчики готовы к палубной посадке. А вице-адмирал Александр Устьянцев, который тогда был председателем военной комиссии по приему корабля на испытаниях, утвердил это решение. После рукописного подписания в воздух пришла команда: «Работаем по полной!»

— Виктор Георгиевич, как вы оцениваете современных летчиков-испытателей? Вы что-то советуете им? Какие сегодня перед ними стоят задачи? 

Летчики сегодняшнего дня такие же асы, как и летчики-испытатели во все времена. Долг обязывает их быть на высоком уровне. Испытания всегда связаны с большой новизной. Чтобы проводить испытания, нужно быть готовым и физически, и технически, и морально. Я, конечно, общаюсь с летчиками. При случае я им что-то советую. Совсем недавно с заслуженным летчиком-испытателем России Романом Кондратьевым обсуждали некоторые вопросы. Так что все идет своим чередом, поколения сменяются, а работа становится все сложнее. Сейчас при внедрении нового самолета объем испытаний становится все больше. Ответственность за полученные задания, за результаты у современных летчиков выше. Ответственность давит на всех будь здоров! Больше, чем что бы то ни было.

— В Музее Победы прошла встреча, посвященная 35-й годовщине со дня первой посадки самолета на взлетно-посадочную палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Школьники пообщались с вами, с первым командиром авианосца вице-адмиралом Виктором Ярыгиным. Какие у вас остались впечатления от встречи, от общения с ребятами?

Замечательное мероприятие, с удовольствием принял в нем участие, с удовольствием отвечал на вопросы ребят. По возможности будем продолжать такие встречи в Музее Победы. Они необходимы для того, чтобы наше младшее поколение росло патриотичным, понимало и запоминало, как в большой стране делались большие дела.

— А что вы вкладываете в понятие «патриотизм»?

Быть патриотом — значит любить свой дом, своих родителей, свою школу, свой район, свой город и, конечно, нашу великую страну. Нужно быть преданным до конца России, поскольку задачи сегодняшнего дня, которые всплывают в международной обстановке, противоречия, которые появляются на разных участках нашей большой Земли, к сожалению, заставляют нас быть очень внимательными, надежными и уверенными.

Источник РИА Победа.РФ





Посмотреть все