Международный историко-образовательный форум «Победа в единстве. Воспитание историей»

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 80‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941‑1945 годов Музей Победы совместно с Центром знаний «Машук» проводит Международный историко-образовательный форум «Победа в единстве. Воспитание историей».

Цель форума – консолидация усилий профессионального сообщества в деле сохранения исторической памяти о ключевых событиях прошлого, противодействие фальсификации истории на базе школьных музеев образовательных организаций, а также выработка эффективных форматов патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи через призму культурного наследия, выстраивание диалога между учреждениями культуры и образования, обсуждение актуальных вызовов времени, поиск новых форматов сотрудничества.

Эренфэлд Наталья Гарьевна
Президент Мультикультурной Академии Талантов, Директор Русского центра и Русской школы Открытого пространства в Австралии

Считаю, что для дальнейшего развития школьных музеев необходимо:

  1. Включить в образовательные программы использование школьных музеев как площадки для развития проектной деятельности, поисковой работы и углубленного изучения истории, что будет способствовать формированию гражданской идентичности, патриотизма и уважения к историческому прошлому страны и малой родины.
  2. Создание онлайн-платформу для обмена опытом и лучшими практиками создания и функционирования школьных музеев.
  3. Организовать программы повышения квалификации для учителей, которые будут использовать материалы школьных музеев в учебном процессе.
Кулик Алексей Иванович
Учитель истории и обществознания Общеобразовательной школы при Посольстве России в республике Ангола

Предлагаем:

  1. Внедрение в учебные программы обязательных уроков и мероприятий, посвящённых истории и культуре региона.
  2. Создание школьных музеев и ведение на базе музея кружков, а также музейных занятий.
  3. Оформление тематических выставок.
Жур Лидия Андреевна
Заместитель директора учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» Министерства образования Республики Беларусь

С целью сохранения исторической памяти необходимо инициировать и реализовывать патриотические проекты с вовлечением обучающихся всех уровней образования.

Бормотова Елена Николаевна
Учитель истории школы при Посольстве России в Социалистической Республике Вьетнам

По итогам форума предлагаем создать электронный сборник статей/выступлений и распространить среди школ при Посольствах России в других школах, привлечь к обсуждению вопросов патриотического воспитания всех представителей Российской Федерации за рубежом.

Васильева Светлана Евгеньевна
Заместитель директора по ВР Специализированного структурного образовательного подразделения Посольства России в Египте - общеобразовательная школа при Посольстве России в Египте

Предлагаем создать дайджест проектов Музея Победы, разместить данную информацию на сайте для общего пользования. А также признать работу заграншкол МИД России по патриотическому воспитанию учащихся и сохранению памяти о подвиге народов многонациональной страны в Великой Отечественной войне заслуживающей широкого внимания общественности.

Дворецкая Ирина Юрьевна
Заместитель директора по УВР Специализированного структурного образовательного подразделения Посольства России в Египте - общеобразовательная школа при Посольстве России в Египте

Предлагаем создать дайджест проектов Музея Победы, разместить данную информацию на сайте для общего пользования. А также признать работу заграншкол МИД России по патриотическому воспитанию учащихся и сохранению памяти о подвиге народов многонациональной страны в Великой Отечественной войне заслуживающей широкого внимания общественности.

Плавинская Юлия Геннадиевна
Директор Общеобразовательной школы при Посольстве России в Республике Замбия

В заграншколах необходимо создать условия для полноценного функционирования системы гражданско - патриотического воспитания младших школьников, опираясь на опыт проводимых мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов.

Предлагаем обмениваться опытом среди заграншкол по гражданско-патриотическому воспитанию.

Шапошникова Ирина Александровна
Директор Общеобразовательной школы при Посольстве России в КНДР

Предлагаем создать ассоциацию школьных музеев Победы среди заграншкол.

Астахова Анастасия Олеговна
Учитель английского языка Общеобразовательной школы при Посольстве России в КНДР

Предлагаем создать ассоциацию школьных музеев Победы среди заграншкол.

Янкина Анастасия Александровна
Учитель истории и обществознания Общеобразовательная школа при Посольстве России в КНР

В рамках российско-китайского сотрудничества поддержать инициативы по сохранению и популяризации исторического наследия Второй мировой войны.

Невмержицкий Алексей Владимирович
Учитель истории и обществознания Общеобразовательная школа при Посольстве России в КНР

В рамках российско-китайского сотрудничества поддержать инициативы по сохранению и популяризации исторического наследия Второй мировой войны.

Фазлиахметов Динар Амирьянович
Учитель математики Средней образованной школы 24 им. Аалы Токомбаева, Киргизская Республика

Сегодня, когда от нас всё дальше уходят события военных лет, особенно важно сохранять и передавать подрастающему поколению правду о войне.

Скородумова Татьяна Владимировна
Завуч по ВР Общеобразовательной школы 60, г.Бишкек, учитель русского языка и литературы, Киргизская Республика

Если вы мечтаете оставить после себя след на земле - не обязательно быть выдающимся писателем или ученым. Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей, хороших граждан, труденников, хороших родителей. Дети - это счастье, созданное вашим трудом.

Корецкая Елена Николаевна
Сотрудник отдела культуры Русского дома в Бейруте Представительства ФА «Россотрудничество» в Ливанской Республике

Предлагаем принять во внимание опыт участия Русского дома в Бейруте в патриотических проектах российской диаспоры Ливана, включить в международную повестку распространение методики «История моей семьи в истории моей страны».

Кутанов Марат Асанбекович
Председатель Общественного Объединения Кыргызское общество блокадников Ленинграда Бишкекского финансово экономического техникума им. А. Токтоналиева, Киргизская Республика

Предлагаем создать международную ассоциацию школьных музеев Победы.

Потёмкина Виктория Равельевна
Референт Представительства ФА «Россотрудничество», Федерация Малайзия

Проводить регулярные заседания по сохранению и укреплению исторической памяти с целью патриотического воспитания молодых соотечественников за рубежом. Предоставлять актуальные материалы для проведения выставок, лекций, концертов.

Перфильева Антонина Сергеевна
Директор Общеобразовательной школы при Посольстве России в Мали

Распространить проведение акции «Бессмертный полк» для младших школьников за рубежом как сохранение исторической памяти о ветеранах Великой Отечественной войны, героизме советского народа, воспитании у подрастающего поколения чувства благодарности и уважения к старшему поколению.

Биткова Оксана Валерьевна
Учитель истории и обществознания Общеобразовательной школы при Посольстве России в Мексиканских Соединённых Штатах

В современных условиях школ за рубежом необходимо совершенствовать взаимодействие образовательных учреждений с общественными организациями по развитию системы патриотического воспитания; информировать сообщество о новациях, достижениях в сфере патриотического воспитания через СМИ, конференции, семинары и другие формы; издавать сборники по проблемам патриотического воспитания (из опыта работы педагогов и образовательных учреждений).

Бакина Наталья Николаевна
Заместитель директора, учитель истории Общеобразовательной школы при Посольстве России в Республике Мозамбик

Принять во внимание опыт и актуальные формы воспитания подрастающего поколения школ при Посольствах России через историческую память народа и творческий потенциал ребенка.

Кривошеева Наталья Валерьевна
Учитель истории и обществознания МОУ «Дубоссарская гимназия №1», Приднестровская Молдавская Республика

Существует потребность активизировать работу с детьми и молодёжью с целью развития патриотизма, гражданской позиции, привития интереса к истории и противостояния попыткам фальсификации истории страны в целом и истории Великой Отечественной войны в частности.

Горбачёва Елена Кирилловна
Заместитель директора по ВР Российско-Таджикского ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов в г. Бохтар имени М.В. Ломоносова», Республика Таджикистан

Формирование чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, единения с Россией, через взаимодействие с представителями русскоязычных школ за рубежом.

Карлова Светлана Алексеевна
Заместитель директора по ВР Общеобразовательной школы при Генеральном консульстве России в Стамбуле, Турецкая Республика
Карлов Игорь Викторович
К.п.н., учитель русского языка и литературы Общеобразовательной школы при Генеральном консульстве России в Стамбуле, Турецкая Республика

Шире использовать в практике воспитательной работы школ при РЗУ страноведческий материал, методику коллективной и индивидуальной проектной деятельности учащихся, особенности поликультурной воспитательной среды, исторические артефакты и биографии выдающихся соотечественников, доступные в иноязычной среде формы внеклассной и внешкольной работы по предметам, разработать программу школьных экскурсий. Стремиться к системности и корреляции образовательной и воспитательной деятельность коллектива школы на общей базе воспитания историей.

Назаркина Татьяна Игоревна
Заместитель директора общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза генерал-полковника Николая Эрастовича Берзарина при Посольстве России в ФРГ

Учитывая значимость увековечивания памяти о Героях и их заслугах перед обществом, предлагается использовать имена героев в названиях образовательных учреждений с целью формирования у молодежи уважения к национальным ценностям, укрепления патриотического сознания и стимулирования стремления к личностному и профессиональному росту через вдохновляющие примеры героизма и служения обществу.

Сатеева Анна Ивановна
Директор Общеобразовательной школы при Генеральном консульстве России в Бонне, ФРГ

Предлагаем:

  1. Признать экскурсионную деятельность одним из важных инструментов военно-патриотического воспитания школьников, обеспечивающим наглядность и эмоциональную вовлеченность учащихся в процесс познания истории Отечества.
  2. Разработать комплексную программу развития военно-патриотического туризма для образовательных учреждений, включающую:
    • создание единой базы военно-исторических маршрутов;
    • разработку методических рекомендаций по проведению военно-патриотических экскурсий;
    • организацию системы подготовки экскурсоводов-волонтеров.
Володина Елена Николаевна
Директор Общеобразовательной школы при Посольстве России в Финляндии

Предлагаем организовать и провести телемосты с музеями России для развития чувства патриотизма у обучающихся заграншкол, между учениками заграншкол и российских школ для ознакомления с региональными историческими памятниками, а также проведение онлайн встреч с участниками программы «Время героев», учеными, историками и известными людьми.

Назаров Владилен Викторович
Учитель истории, обществознания и географии Общеобразовательной школы при Посольстве России во Франции

В целях повышения патриотических чувств у подрастающего поколения необходимо активизировать использование образовательного и воспитательного потенциала музеев и памятных мест с применением иммерсивных технологий и виртуальной среды.

Сахарова Лариса Николаевна
Заместитель директора по ВР Общеобразовательной школы при Посольстве России в ЮАР

Предлагаем внести в резолюцию форума:

  1. Воспитание патриотизма должно строится на истории нашей страны, традициях и культурных ценностях.
  2. Особое внимание надо уделять политической грамотности обучающихся, важно научить их свободно разбираться в огромном потоке информации.
  3. Развивать систему социального партнёрства в пропаганде " российского мира " на различных международных форумах с учётом современных реалий.
  4. Разработать план мероприятий по патриотическому воспитанию.
  5. Осуществлять преемственность в решении гражданского и патриотического воспитания на всех этапах образования.
  6. Оказывать методическую помощь родителям по формированию гражданской идентичности и воспитанию патриотизма детей в семье, вовлекать родителей в различные виды совместной общественно полезной деятельности.
Павлова Нина Михайловна
Учитель истории и обществознания Общеобразовательная школа при Посольстве России в ЮАР

Предлагаем внести в резолюцию форума:

  1. Воспитание патриотизма должно строится на истории нашей страны, традициях и культурных ценностях.
  2. Особое внимание надо уделять политической грамотности обучающихся, важно научить их свободно разбираться в огромном потоке информации.
  3. Развивать систему социального партнёрства в пропаганде " российского мира " на различных международных форумах с учётом современных реалий.
  4. Разработать план мероприятий по патриотическому воспитанию.
  5. Осуществлять преемственность в решении гражданского и патриотического воспитания на всех этапах образования.
  6. Оказывать методическую помощь родителям по формированию гражданской идентичности и воспитанию патриотизма детей в семье, вовлекать родителей в различные виды совместной общественно полезной деятельности.
Михаилиди Ольга Александровна
Директор ГОО «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Кочиева К.Г.», Республика Южная Осетия, г. Цхинвал

Предлагаем разработать тематический план-проект в преподавании школьных предметов, освещающий вклад изучаемой науки в Победу в Великой Отечественной войны (химия, биология, физика и тд).

Гылка Наталия Васильевна
Учитель истории и обществознания, зам. директора по УВР МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа 13» Приднестровской Молдавской Республики

Для школьников актуально создать сайт документальной фотографии времён Великой Отечественной войны.

Козлова Елена Александровна
Заместитель директора по воспитательной работе Общеобразовательной школы при Посольстве России в США

Условиями успешного решения задач патриотического воспитания обучающихся являются:

  1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности.
  2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства.
  3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности.
Герасимова Зоя Ивановна
Директор, учитель истории и обществознания МОУ «Рыбницкий теоретический лицей-комплекс», Приднестровская Молдавская Республика
  1. Поддержать идею активного формирования у молодёжи представления о культурном наследии как об элементе национальной идентичности и гражданской ответственности.
  2. Активизировать работу по цифровизации культурного наследия.
  3. Продолжить развитие сотрудничества между учреждениями образования, культуры и общественными организациями с целью совместной реализации просветительских и воспитательных инициатив.
Ермоленко Антон Сергеевич
Учитель истории ГУО «Средняя школа №75 г. Гомеля», Республика Беларусь

Необходимость популяризации современных методов в проведении воспитательной работы в Российских школах за рубежом.

Панькина Лилия Владимировна
Представитель ФА «Россотрудничество» в Исламской Республике Иран

Принять во внимание и тиражировать опыт исследовательской работы школьников «Захоронения советских солдат в Иране: символы памяти о Великой Отечественной войне».

Осмонова Марина Турдубековна
Учитель истории Учреждение Научно-образовательный комплекс «Школа Ломоносова», Киргизская Республика

Важно сохранять и популяризовать историческую память о героических страницах города Пржевальска в годы ВОВ, что способствует укрепление чувства патриотизма у молодёжи и граждан в целом.

Кицул Виорика Валерьевна
Учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея МОУ «Дубоссарская русская средняя общеобразовательная школа 4», Приднестровская Молдавская республика

Школьные музеи на сегодняшний день являются источниками исторической памяти. Функционирование школьного музея является одними из самых действенных способов воспитания гражданственности, патриотизма. Главная задача деятельности школьных музеев сохранить и адаптировать на первом этапе материалы для подрастающего поколения. А также повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодого поколения через вовлечение детей и молодежи в деятельность патриотической направленности, сохранение и развитие традиций Отечества.

Барсуковская Елена Анатольевна
Учитель истории и обществознания МОУ «Рыбницкая средняя общеобразовательная школа-интернат», Приднестровская Молдавская Республика

Необходима личная включенность учителей школ в патриотическое воспитание молодого поколения, желание прививать исторические ценности детям.

Коновалова Наталья Петровна
Учитель истории и обществознания МОУ «Тираспольская средняя школа №3 им.А.П.Чехова», Приднестровская Молдавская Республика
  1. Рекомендовать школам внедрять живые формы патриотического воспитания через встречи с ветеранами, исследовательские проекты и творческие работы о Великой Отечественной войне.
  2. Призывать молодежь изучать личные истории участников войны, чтобы воспитывать уважение к подвигу и единство поколений.
Григорьева Наталья Юрьевна
Учитель истории и обществознания МОУ «Красногорская общеобразовательная основная школа Григориопольского района», Приднестровская Молдавская Республика

Школьный музей – это не «склад», у него есть душа. И чтобы в музее было радостно – в нём должны быть хозяевами дети, сами проводить экскурсии, сами придумывать мероприятия, организовывать.

Молокова Ксения Александровна
Главный специалист-эксперт Представительства ФА «Россотрудничество» в Таджикистане г. Душанбе

Школьные музеи, получающие методическую поддержку от учреждений культуры, становятся настоящими центрами сохранения истории. Вовлеченность и государственных ведомств, и общественных организаций, и родительского сообщества в этом деле крайне необходимы. Чувство любви к Родине не рождается на пустом месте, его нужно пробудить в каждом ребенке общими усилиями – в семье, в школе, во всём окружении и отношении.

Личагина Карина Андреевна
Директор НКО «Ekaterina», Республика Чили

Сегодня важно создание международного сообщества с общим планом задач по распространению правды и памяти участников и событий Великой Отечественной войны.

Дыняк Екатерина Сергеевна
Руководитель Института русского языка при Российском центре науки и культуры в Нью-Дели, Республика Индия

Распространение русской культуры и истории среди соотечественников за рубежом – это важная составляющая воспитания наших детей. Школьные музеи в данном случае - это настоящий прикладной центр, где можно увидеть, прикоснуться, примерить на себя опыт прошлых поколений. И музеи школ при Посольствах России нуждаются в поддержке ведомств.